Sep. 26th, 2015

elena_2004: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] b0gus в Партизанская война на территории Югославии во время WWII
Говоря об истории Второй Мировой войны в Югославии, многие сводят произошедшие события к следующей упрощенной схеме - потерпев поражение от Германии, Югославия прекратила свое существование, при этом хорваты образовали марионеточное государство, ставшее союзником Германии, а сербы развязали против оккупантов ожесточенную партизанскую борьбу.
Попробую отделить в этом утверждении зерна от плевел, и овец от козлищ.
6 апреля 1941 года Германия напала на Югославию. Уже 13 апреля немцы были в Белграде, 17 апреля югославская армия капитулировала. Крупнейшее государство южной Европы потерпело сокрушительное поражение за десять дней. Одной из основных причин такого исхода стало катастрофическое разложение югославской армии. До 40% военнослужащих действующей армии дезертировало, мобилизация была сорвана из за неявки призывников.
Еще до официальной капитуляции Югославии (10 апреля, после оккупации Загреба), хорватские националисты во главе с Анте Павеличем объявили о создании независимой Хорватии. 1 мая 1941 года немцы создали в Белграде «сербское правительство национального спасения» под руководством Милана Ачимовича, в августе его сменил бывший югославский генерал и военный министр Милан Недич. И хотя формально Хорватия была независимой, а сербское правительство было подчинено немецкой администрации, и те и другие управлялись непосредственно из Берлина. Территория Словении была поделена между Италией и Германией, также значительные территории бывшей Югославии отошли немецким союзникам - Венгрии, Болгарии, Албании, Италии.
Читать )
elena_2004: (Default)
полностью http://ruskline.ru/analitika/2012/10/22/krasnobeloe_vospriyatie_grazhdanskih_vojn_chast_2/

«Пока Дража Михайлович с нетерпением ожидал высадки англо-американских войск и возвращения на трон короля Петра, Тито всматривался в будущее со страхом и сомнениями по той же самой причине. Конфликт интересов привел к секретным и все еще не до конца понятным нам переговорам с немцами, что свидетельствует пусть даже о временной общности интересов немцев и партизан в их противостоянии четникам и итальянцам.
Даже без поддержки со стороны союзников четники к началу 1943 года контролировали большую часть самой Сербии, Санджак, Черногорию и Восточную Боснию-Герцеговину почти до самого побережья, где, согласно расчетам, должна была состояться высадка союзников». [14]
Между немцами и итальянцами имели место серьезные разногласия относительно балканской политики. Итальянцы относились с отвращением к хорватским усташам и с симпатией к сербам-четникам. В этой связи существует даже сербский анекдот:
«Мы ничего не имеем против фашизма, поскольку фашисты-итальянцы защищали нас от нацистов-хорватов».
Немцы же в четниках видели силу, союзную англо-американцам, поэтому и относились к ним непримиримо - как к «пятой колонне».
Иное дело - итальянцы. Несмотря на возражения немцев, командующий дислоцированными в Югославии итальянскими войсками 2-й армией генерал Роатта вознамерился задействовать четников в качестве силы, которая должна была отрезать партизанам путь отступления из западной Боснии в Черногорию.
«Во время разыгравшейся в январе 1943 года в Боснии-Герцеговине резни четыре главных действующих лица - немцы, итальянцы, четники и партизаны - все до известной степени противостояли друг другу, независимо от любой раскладки сил. Это привело к самому загадочному эпизоду в биографии Тито - его самонадеянным попыткам сколотить союз с гитлеровскими генералами против четников, англичан и, как намекалось, даже самого Советского Союза». [15]
Операция «Вайс» началась 20 января 1943 года с массированного артобстрела и воздушных бомбардировок, в результате которых партизаны оказались отброшены к реке Неретве, где их поджидали четники и итальянцы.
17 февраля партизаны с боями прорвались через заслоны и взяли в плен батальон итальянцев. Милован Джилас пишет о том, что было дальше:
«Все итальянцы - все до единого солдата 3-го батальона 259-го полка дивизии Мурге - были казнены. Мы дали выход накопившемуся озлоблению. Пощадили только водителей - чтобы те помогли перевезти боеприпасы и раненых. Тела сбрасывали в реку Рама. Некоторые из трупов застряли среди бревен, и я разделил со многими нашими офицерами злобную радость при мысли о том, что итальянские офицеры на мостах и набережных Мостара будут повергнуты в ужас при виде Неретвы, забитой телами их соотечественников». [16]
Гитлер непрерывно предостерегал Муссолини о том, что якобы в случае высадки англо-американцев партизаны объединятся с четниками в борьбе против немцев и итальянцев, генерал Роатта понимал, что фюрер заблуждается, а потому расформировать отряды четников отказался.Партизаны оказались в окружении и в начале марта 1943 года «Тито замыслил самый дерзкий и противоречивый план за всю свою долгую карьеру. Он решился заключить союз с немцами». [17]Долгое время эти переговоры просто замалчивались, якобы не бывшие. Ничего не говорится об этом эпизоде в первом издании (Beograd: Kultura, 1953.) книги Владимира Дедиера «Josip Broz Tito. Prilozi za biografiju». Однако, шила в мешке не утаишь.
Позже, в книгах коммуниста-диссидента Милована Джиласа, ставшего в оппозицию «ортодоксальному титоизму», эти скандальные для Сталина переговоры были стыдливо обозначены как «мартовские консультации».
Read more... )
elena_2004: (Default)
http://ruskline.ru/analitika/2012/11/10/krasnobeloe_vospriyatie_grazhdanskih_vojn_chast_3
И хотя Лондон недвусмысленно заявил о его смещении, оставались еще американцы. Именно на американцев теперь надеялся вождь четников. Надежда строилась на убеждении в том, что англо-американские противоречия носят принципиальный характер.
Эта очередная иллюзия легендарного Дражи сделала задумку Нойбахера неосуществимой. Впрочем, план Нойбахера остался бы неосуществимым и по другой причине.
Гитлер отказался рассматривать этот план, поскольку, несмотря на очевидную эволюцию концепции «Нового европейского порядка Рейха», по отношению к сербам фюрер испытывал резко негативное отношение. Отчасти это было проявлением предубеждения, свойственного австрийцам, в глазах которых Сербия была воплощением интриг, коварства, заговоров и бунтов.
В декабре 1943 года в «Волчьем логове», ставке Гитлера, состоялся разговор, в ходе которого фюрер озвучил свой окончательный вердикт по сербскому вопросу:
«Мы никогда не можем допустить, что на Балканах один народ станет чрезмерно силен, народ, который имеет ощущение политической миссии и исторической роли. Сербы - именно такой народ. Они доказали, что имеют большой потенциал в деле государственного созидания, а их амбиции простираются до Эгейского моря. Я сильно сомневаюсь в том, что их стоит еще и поддерживать». [29]
Между тем, Тито всерьёз опасался того, что немцы по настоящему сделают ставку именно на сербов.
Еще в декабре 1941 - вскоре после разгрома партизанской Республики Ужице - Иосиф Броз писал следующее:
«По непроверенным сведениям, впрочем, весьма правдоподобным, оккупанты собираются отдать Недичу Санджак, Боснию, Срем и Банат. Очевидно, что таким образом будет сформирован реакционный великосербский центр, который сможет сыграть руководящую контрреволюционную роль - вне зависимости от судьбы немецких и итальянских оккупантов. Этот реакционный центр опасен для всех народов Югославии. В нем, несомненно, сформируется завтрашний главный неприятель освободительной борьбы народа Югославии, а сейчас - главная опора оккупантов. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что главной политической задачей нашей партии в Сербии является решительная борьба против этого центра». [30]
Не правда ли, какая знакомая лексика: у нас товарищи бытоулучшатели громили великорусский шовинизм, на Балканах - главным врагом для вождя народно-освободительного движения обозначается вовсе не оккупант, но «великосербская реакция». Как часто мы слышим о том, что «для четников врагом №1 были вовсе не немцы, а коммунисты», но почему же не вспомнить о том, что и Тито открыто заявлял о том же самом?! При этом впервые заявил об этом значительно раньше Михаиловича!
Read more... )
elena_2004: (Default)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] kazagrandy в Югославия, 1942 год.


Два германских танкиста (вверху слева и второй слева в первом ряду) позируют перед своим легким танком
«Гочкис Н-39» — трофеем, использующимся в германских войсках второй линии.
Рядом с немцами — партизаны-четники, с которыми командование вермахта заключило перемирие с целью совместной борьбы с партизанами-коммунистами.
Танкист в первом ряду носит стандартное черное обмундирование, но его товарищ предпочел переставить черный воротник и петлицы на австрийскую полевую куртку образца 1933 г.
Бравый четник (слева) целится из своего пистолета-пулемета прямо в камеру фоторепортера.

Profile

elena_2004: (Default)
elena_2004

November 2022

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 5th, 2025 02:22 am
Powered by Dreamwidth Studios