elena_2004: (Default)
[personal profile] elena_2004
полностью http://cult.mos.ru/reviews/ot-pervogo-litsa-olga-sviblova/
Меня воспитывала бабушка, потому что родители вечно работали. Я не помню, чтобы бабушка когда-нибудь сидела без дела, смотрела телевизор или просто отдыхала. Она всегда была чем-то занята. Родители тоже были трудоголиками. Я иногда прихожу в онкоцентр к знакомым врачам, которые десять лет тянули моего папу, и они говорят: «Вот видите этот линолеум – его перестелил ваш отец, видите утюг – его тоже ваш отец починил». Пока другие просто лежали и думали, что с ними будет, мой папа перечинил все, что мог. Так он жил всегда. В доме все было сделано его руками — от люстры до стереоаппаратуры. Когда его не стало, я нашла кучу медалей за его изобретения, многочисленные авторские свидетельства — он занимался космосом и авиацией, работал в конструкторском бюро в институте Сергея Королева. Когда папа видел в небе след от самолета, он всегда заставлял меня поднять голову и говорил: «Смотри, как красиво!» Эстетическая составляющая любой работы была для него очень важна.
Мне было семь лет, когда Гагарин полетел в космос, и бабушка по дороге из школы купила мне конфеты «Стратосфера». Я вообще не люблю сладкое, но конфеты «Стратосфера» покупаю до сих пор. Папа вернулся в этот день домой сильно навеселе и спросил меня, хочет ли дочь в космос. Я ответила, что не хочу. На вопрос, почему, уточнила, что и на земле много интересного. Папа, который никогда не прикасался ко мне и пальцем, выдрал меня с жесткой формулировкой «За отсутствие воображения».
Мама преподавала немецкий язык до восьмидесяти лет, каждый раз на трех-пяти работах. Десять лет назад, когда я ее все-таки вынудила выйти на пенсию, она стала писать рецензии на кино и нашла киносайты, которые ее до сих пор печатают. Сейчас маме девяносто, она приглашена на все кинофестивали, не пропускает ни одной крупной премьеры и по-прежнему пересекает Москву на общественном транспорте.
---
Мне очень повезло с учителями. До сих пор помню свою первую учительницу Валентину Ивановну, необыкновенную красавицу. Во втором классе мы переехали из центра в Измайлово, моя новая учительница Ольга Сергеевна была настоящим чудовищем. Она вынудила меня на забастовку: последние два месяца я приходила в школу, ставила перед классом в коридоре портфель, но на урок не заходила. Домашние задания спрашивала у одноклассников. Когда родители поняли, что ничего не могут с этим сделать, меня перевели в 444-ю математическую школу.
Дальнейшие восемь лет школьного образования были чистым счастьем. Наши замечательные учителя не просто давали нам глубокие знания — они с нами жили. Ставили спектакли, водили нас в кино и театры, водили в походы, ездили в экспедиции. Например, я до сих пор храню результаты этнографической экспедиции в Закарпатье: описание кулинарных рецептов, свадебных и похоронных обрядов, зарисовки архитектуры и старые прикарпатские рубашки с национальными узорами. Это был уникальный опыт понимания того, как на очень небольшом пространстве могут в содружестве жить разные народы, сохраняя аутентичную культуру. Тем более страшно сегодня видеть заново пробуждающиеся ростки межэтнический и межконфессиональной вражды. Собственно, школа дала все. Поэтому, наверное, я до сих пор думаю, что не художник и не топ-менеджер, а именно учитель является главным звеном любой цивилизации. Учитель — самая привилегированная профессия мира. Семен Исаакович Шварцбурд, Рина Зельмуновна Окунь, Михаил Ефимович Суражский — хотя бы в этом кратком интервью хочется сказать вам спасибо.
А потом мне повезло в университете. Факультету психологии МГУ, на который я поступила, на тот момент было всего (и уже) десять лет. Меня учили Алексей Николаевич Леонтьев, Блюма Вульфовна Зейгарник, Александр Романович Лурия, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин — великие ученые. Они задавали уровень. На соседнем журфаке читал лекции гениальный Мераб Мамардашвили, и мы лежали, висели, теснись в три слоя, слушая его. Поэтому я знаю и до сих пор люблю философию. Спасибо Георгию Петровичу Щедровицкому, чьи методологические семинары помогли осознать жизнь глобально.
Но встречи с учителями не заканчиваются, когда ты покидаешь стены школы или университета. Жизнь — это ежедневный поиск новых учителей. Я могу сказать спасибо Харальду Зееману, в доме которого мне посчастливилось пожить в конце 80-х и который часто приезжал к нам с мужем во Франции. Наверное, можно сказать, что он крестил меня в профессию куратора. Иногда встречи с учителями — это долгие годы учебы, а иногда это случайные пересечения. Кстати, порой на тусовках. Ты просто видишь человека, запоминаешь его жесты, слышишь несколько слов, чувствуешь масштаб, и это остается и прорастает в тебе.
Очень важно все время искать тех, у кого больший личный диапазон. Диапазон, который восхищает и проращивает в тебе что-то, чего ты не знал раньше. Я думаю, каждый из нас определен картой встреч. Встреч с масштабными людьми. Это ведет по жизни и определяет твою собственную траекторию.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

elena_2004: (Default)
elena_2004

November 2022

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2025 08:14 am
Powered by Dreamwidth Studios