Dec. 23rd, 2016

elena_2004: (Default)
http://culture.pl/ru/article/shest-let-kotorye-potryasli-mir
Демонтаж СССР как поединок гигантов — Горбачева и Ельцина, Крым как бомба замедленного действия и польская «Солидарность» на обочине истории, или крах коммунизма глазами самой известной французской исследовательницы истории России.

Элен Каррер д’Анкосс прославилась тем, что предсказала крах Советского Союза еще тогда, когда страна, казалось бы, находилась на пике своего могущества. В 1978 году она издала во Франции книгу «L'Empire éclaté» — «Расколовшаяся империя». Название, оказавшееся пророческим, тогда прозвучало настолько абсурдно, что его приписывали маркетологам издательства. Поговаривали, будто издательство «Flammarion» вынудило серьезного ученого пойти на такое преувеличение ради увеличения продаж.
Исследования она начала еще в 60-е. Ее интересовали мусульманские меньшинства в России и СССР. В 1960-е годы ими мало кто занимался. Западные советологи принимали за чистую монету советский тезис о «слиянии» народов, в результате которого на свет явился «советский человек». Этот новый человек якобы мыслит прогрессивно, по-советски, а всяческие национальные сантименты трактует как пережитки далекого прошлого.
Элен Каррер д’Анкосс слишком хорошо знала советские реалии, чтобы этому верить. Грядущие проблемы советской империи предвещала не только абсурдная экономическая система и отдающая мертвечиной идеология. Их предвещала демография. Примерно с середины ХХ века из года в год русское и славянское население России неизбежно уменьшается, зато население южных — и прежде всего мусульманских — народов стабильно растет. К тому же, как считала Каррер д’Анкосс, мусульманские народы восприняли советскую культуру лишь поверхностно.
Она немного ошиблась в своем прогнозе, потому что в итоге не мусульмане, а прибалты и славяне сыграли ключевую роль в демонтаже коммунизма, но факт остается фактом: именно национальный вопрос нанес окончательный удар Советскому Союзу.
Тому, как это произошло, посвящена последняя книга Элен Каррер д’Анкосс, изданная в конце 2015 года во Франции. Название «Six annees qui ont change le monde 1985-1991» («Шесть лет, которые изменили мир») отсылает к известной книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Правда, американский журналист описал становление системы, то есть октябрьскую революцию, а французский историк – ее конец.
---
При всей симпатии к генсеку Элен Каррер д’Анкосс признается, что одного он совершенно не учел, и именно это стало причиной его поражения. Горбачев недооценил то, о чем она сама писала уже в конце 1970-х, — силу национальных движений в регионах.
Французский историк подробно описывает события декабря 1986 года в Казахстане, когда на улицы Алма-Аты и Караганды вышли толпы людей, возмущенных решением Горбачева сменить первого секретаря казахской компартии. Назначенный Москвой Колбин никогда не работал в Казахстане. Горбачев прислал его в Алма-Ату, чтобы тот боролся с местной коррупцией и непотизмом, но не подумал о том, что назначение первым секретарем пришлого человека ударит по национальной гордости казахов.
Read more... )
elena_2004: (Default)
http://www.aif.by/social/raspad_sssr_tragediya_ili_neizbezhnost
Такое мнение высказал еще 45 лет назад советский диссидент Андрей АМАЛЬРИК. За свое сенсационное эссе «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» в 1970 году он был осужден за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».
В то время мало кто поверил в его прогноз о том, что «великая восточнославянская империя, созданная германцами, византийцами и монголами, вступила в последние десятилетия своего существования».
Но он оказался прав. Свои выводы автор объяснял окостенелостью власти, зарождением протестного Демократического движения в стране и предполагаемой войной СССР с Китаем в период 1975-1980 гг. Тогда Союз действительно периодически вступал в военные противостояния с Китаем (1969, 1979 гг.). Обошлось без него - в предсказанный период СССР начал войну в Афганистане. Но Амальрик оказался прав во многом другом: он предсказал воссоединение Германии и последовавшие за этим распад соцлагеря, вхождение стран Балтии в Евросоюз, резкое падение моральных устоев в обществе после развала страны и даже либерализацию Китая. Предлагаем фрагменты этой интересной работы.

О цене экспансии
Read more... )
elena_2004: (Default)
http://www.spb.kp.ru/daily/26618.7/3635065/
- Все интервью с вами, Михаил Васильевич, заканчиваются сюжетом о том, как после штурма Вильнюсской телебашни вы возвращаетесь в Москву с гробом своего убитого в Литве товарища – лейтенанта Виктора Шатских, и Горбачев говорит свое знаменитое: «Я «Альфу» в Вильнюс не посылал»… А что было дальше-то?
- Мы понимали, что Прибалтику уже не вернуть, а в августе 1991-го почувствовали, что в Москве назревает то же самое. Перешли на круглосуточное боевое дежурство. На столе у меня лежало список из 86 фамилий тех людей, которые должны были быть арестованы по команде ГКЧП, но такой команды не поступило. 23-го августа я был вызван в Кремль к Горбачеву. Меня назначили командиром «Альфы», Гончарова Сергея Васильевича - моим первым замом. Сначала указ подписал Горбачев, а потом и Ельцин. То есть, я подчинялся сразу двум президентам - СССР и Российской Федерации.
- 8 декабря 1991-го страна ни сном, ни духом не подозревала, что Ельцин, Шушкевич и Кравчук поехали на охоту. Вы, вероятно, были более информированы?
- Нет. Дело в том, что тот период было не просто безвластие - никто не мог четко отдать приказ. Минскую группу «Альфа» возглавлял полковник Лопанов Александр Михайлович, он был туда командирован из Москвы. Он докладывал, что председатель КГБ Белоруссии генерал Ширковский поставил перед ним задачу выехать в Вискули и обеспечить встречу высокопоставленных лиц. Мы находились тогда в штате Главного управления охраны, начальником Главного управления которого был Редкобородый Владимир Степанович, в задачу которого входило обеспечение безопасности первых лиц - Президента СССР Горбачева и президента России Ельцина. Я доложил Редкобородому, и тот сказал: ты знаешь, что именно надо выполнять, вот и выполняй! Вот уровень внимания в Москве к этому событию... Никакого! Лопанов докладывал мне о том, что все съезжаются в Вискули автомобильным транспортом, никаких вертолетов нет, назвал первых лиц.
Read more... )
elena_2004: (Default)
Ровно 25 лет назад — 11 декабря 1991 года — в Беларуси специальным постановлением Совмина ввели систему расчетов за товары. Власти объясняли нововведение желанием ужесточить контроль за продажей дефицитных вещей и продуктов. Купоны, которые не продержались в обращении и года, не заменяли деньги, их предъявляли к оплате вместе с нужной суммой.
Минчанка Ядвига Иосифовна в 1991 году работала кассиром в овощном магазине на Чкалова. Мы попросили ее рассказать, как происходила торговля в то время.
— Берешь на определенную сумму товары и соответственно на эту сумму нужно было предоставить купоны. Их отдельно вырезали. Купоны были подтверждением того, что покупатель имеет право купить товар. Тогда же некоторые товары были в дефиците, купоны ввели, чтобы лишнего не выдали, — вспоминает Ядвига Иосифовна. — Вечером нам надо было считать, на какую сумму денег в кассе, и на какую сумму купонов. Надо было, чтобы все это сошлось, было очень строго с подсчетом и контролем.
Работники магазина собирали и сдавали купоны в специальные карточные бюро.
— В то время не хватало гречки, риса, макарон, сахара. Выдачу этих товаров ограничивали. На купонах было указано, какой конкретно товар можно купить, — говорит женщина. — Была отдельная очередь за тем, что нужно было брать по купонам.
Ядвига Иосифовна вспоминает, что покупатели менялись купонами — в зависимости от того, какой кому товар нужен. А вот поддельные бумаги она не встречала.
— Когда отменили купоны, стало легче. Помню, тогда одновременно ходили и белорусские зайчики, и советские рубли, — говорит она.
В статье «Лучше купить товар с неудобствами, чем не купить его совсем» за 20 декабря «Советская Белоруссия» пишет, что «введение купонов отнюдь не сделает нашу жизнь менее хлопотной, чем она была до сих пор. Больше того — наверняка длиннее станут очереди, нетерпеливее и продавцы, и покупатели».
Автор статьи добавляет: «С талонами никакой проблемы. Привыкли. Сейчас к купонам бы привыкнуть. А потом, пройдя весь курс антирыночных наук, взять да и отринуть все их разом: не хотим быть рабами бумажек, бумаг и бумажищ! Хотим зарабатывать много денег и покупать на них все, что пожелаем! Чем мы хуже других!»

С 25 мая 1992 года в Беларуси ввели в обращение расчетные билеты, которые потом в народе назовут «белочками и зайчиками».
«Зайчики» ходили параллельно с советским рублем. Один белорусский расчетный билет был равен десяти советским рублям.
«Жесточайший кризис с наличностью в республике вынудил Национальный банк Беларуси выпустить в обращение свои расчетные билеты ранее намеченного срока — с 25 мая. Другого пути предотвратить социальные потрясения, кое-где уже проявившиеся в форме стихийных народных бунтов, не было. Оно и понятно, свыше 4 миллиардов рублей зарплат, пенсий, пособий задолжали банки Беларуси гражданам. Некоторые предприятия к концу мая еще не сумели рассчитаться со своими работниками за март, — пишет «Рэспублiка» в номере за 26 мая 1992 года. — В то же время население имеет на руках 8 миллиардов наличными».
«С введением расчетного билета республика не покидает рублевое пространство: все расчеты между предприятиями и организациями будут вестись в рублях. Новорожденные расчетные билеты Национального банка до решения Верховного Совета деньгами не являются, потому, естественно, для них не будет устанавливаться и официальный курс относительно зарубежных валют», — объясняет новые порядки «Советская Белоруссия» в номере за 26 мая 1992 года.
Читать полностью: https://finance.tut.by/news522786.html

Profile

elena_2004: (Default)
elena_2004

November 2022

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 3rd, 2025 09:34 am
Powered by Dreamwidth Studios