Nov. 19th, 2015

elena_2004: (Default)
«До тюрьма я хорошо думал о Башар Асад, после тюрьма — очень плохо. Я не могу идти Сирия, потому что там Башар Асад. Вся Сирия — как я», — говорит Имад. Сирийский беженец прибыл в Беларусь в феврале этого года вместе с беременной женой и четырьмя маленькими детьми. Их «новый дочь Айе», как говорит сириец, родилась уже в Гомеле.
23 февраля в Минск прилетели три семьи из Сирии. Беларусь принимала их в рамках совместного проекта УВКБ ООН и МВД. Этим беженцам, можно сказать, повезло: их уже ждали три квартиры в Гомеле, которые приобретены на средства, выделенные Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Прежде чем вселиться туда, переселенцы два месяца провели в отделении временного размещения для беженцев при Гомельском городском центре соцобслуживания семей и детей.
В двух прибывших семьях по двое детей, а в третьей — четыре ребенка, пятый родился уже в Беларуси. Один отец семейства работает поваром, второй — провизором, третий собирается открыть свой бизнес, рассказали в центре. Только один из них, Мохамад, знал русский, когда приехал в нашу страну, раньше он работал в Москве.
Уже полгода сирийцы живут в своих новых квартирах. Некоторые из них ходят на курсы русского языка в ГГУ им. Ф. Скорины.
В большой светлой аудитории, помимо преподавателя, — мужчина и женщина. Знакомимся. «Имад, Джамиля», — представляются они. Выяснилось, что Джамиля — жена того самого Мохамада, который владеет русским. Женщина учится с удовольствием. Прежде она никогда не ходила в школу — это первое в ее жизни обучение грамоте.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/470960.html
elena_2004: (Default)
Родители Ангелы женились без благословения своих родных. Она стала внучкой двух врагов, солдат враждующих армий, но сейчас, спустя несколько десятилетий, точно знает, что любовь сильнее ненависти. И может примирить не только семьи, но и целые народы.
Мы встречаемся с Ангелой, экскурсоводом и специалистом по истории Берлина, на Карл-Либкнехт-Штрассе, спускаемся к набережной и садимся на лавочку напротив Берлинского кафедрального собора.
— Да, я хорошо говорю по-русски. Мои дедушка, бабушка и мама родом из Севастополя. К тому же мы долго жили в Москве — мой отец работал в торговом представительстве ГДР и отвечал за связи с СССР в области черной металлургии. Я окончила там школу при посольстве ГДР, училище и поступила в институт.
Ангела не может сдержать смех, когда вспоминает свою учебу в Советском Союзе. Говорит, что особенно нелепым им, студентам из ГДР, казался запрет на любую связь с гражданами из несоциалистических стран.
— В комнаты в общежитии нас селили только с советскими ребятами, но ведь мы учились со студентами из всех стран, ходили с ними на занятия. И о любом контакте, даже разговоре, «не с теми людьми» мы обязаны были сообщать в Штази. Вот попросила у меня на общей кухне соль девушка из Мали, из Африки — это уже вроде как общение с гражданкой не соцстраны. Мне об этом рассказывать или нет? — улыбается Ангела. — И мы стали издеваться и сообщать в посольство о том, что у нас одолжили учебник или принесли хлеба — тогда было туго с продовольствием.
На безобидные шутки грозное Штази смотрело сквозь пальцы. Но Ангела нарушила более серьезный запрет, хотя знала, что за это ее могут исключить.
— Когда я вспоминаю эту историю, удивляюсь: как мне тогда хватило смелости? В мае 1989 года мои родители праздновали серебряную свадьбу. Они уже жили в ГДР, и к ним должны были приехать родственники из ФРГ. Своих дядей из-за Берлинской стены я вообще никогда не видела и очень хотела поехать. Но в посольстве мне не дали разрешения сдать экзамены досрочно, сказали, тебе нельзя с ними общаться. Тем более мой дядя Петер отсидел в тюрьме Штази за попытку бегства на Запад — потом его выкупили оттуда родственники из ФРГ.
Ангела говорит, что решила ехать во что бы то ни стало и «наплевала на посольство».
— Я обратилась в деканат, чтобы они дали разрешение сдать экзамены досрочно. И декан сказал: «Привезешь мне кеды из ГДР, я тебе это разрешение прямо сейчас дам — и можешь идти сдавать экзамены». Свои кеды он в итоге получил. А моя поездка по счастливой случайности осталась никем не замеченной.
Ангела достает книгу, где собрана родословная ее семьи по отцовской линии. Ее начал составлять еще дедушка: чтобы попасть на службу в вермахт, ему пришлось доказать чистоту крови и предоставить информацию о четырех поколениях родственников. Ангела открывает первую страницу и рассказывает удивительную семейную историю.
— В войну Дрезден, откуда они родом, был полностью разрушен, и бабушка Марта с семью детьми многое пережила. А дедушку Герберта после войны за то, что он состоял в национал-социалистической партии, заключили на полгода в советскую комендатуру. Они всего этого долго не могли забыть, поэтому для них было шоком, что их сын Клаус уехал в Москву учиться и женился там на русской. При том что в Дрездене у него осталась невеста.
История советских родственников Ангелы еще более трагична. Ее дедушка, подводник Александр Сахаров, попал в плен при обороне Севастополя — его отправили в Норвегию. И хоть он бежал и вернулся в Советский Союз, его арестовали как предателя. Только в начале 1960-х бабушка Ангелы узнала, что ее муж жив. Его выпустили из лагеря, но отправили в ссылку в Коми вместе с женой и детьми.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/473424.html

Profile

elena_2004: (Default)
elena_2004

November 2022

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 04:30 am
Powered by Dreamwidth Studios