«Арисака» русского солдата
May. 22nd, 2015 10:30 amВ годы Первой мировой войны одним из главных союзников России, после Англии и Франции, стал вчерашний враг — островная империя Восходящего солнца. С 1905 по 1914 год военное командование России на Дальнем Востоке деятельно готовилось к реваншу за неудачи русско-японской войны. Две империи — русского царя и японского микадо — все так же оставались соперниками в деле подчинения северного Китая. Но начало мирового конфликта заставило Российскую монархию забыть прежние обиды и обратиться за помощью к недавнему врагу и конкуренту. Причина тому была проста — 1914 год показал, что многомиллионной русской армии банально не хватает винтовок.

«Дабы не загромождать бесполезно и без того обремененные склады»
На волне патриотического подъема Россия успешно провела всеобщую мобилизацию, по итогам которой численность армии превысила 5 млн 300 тыс. человек. И тут Генштаб вдруг осознал, что такому войску для вооружения не хватает минимум 300 тыс. винтовок.
Любопытно, что накануне войны запас винтовок был и даже с излишком. Но в 1912-14гг. 180 тыс. новых «трехлинеек» — винтовок Мосина, стоявших на вооружении русской армии — продали за границу, а в целях экономии план мобилизационного запаса сократили на 330 тыс. «стволов». На начальном этапе войны положение могло бы поправить старое оружие — до конца 1910 года на складах хранился солидный запас в почти миллион винтовок системы Бердана. Однако, как говорилось в приказе Военного министра, «дабы не загромождать бесполезно и без того обремененные склады», половину их запаса продали, переделав в охотничьи, или банально сдали в утиль.
Первоначальная нехватка всего в 7% от требуемого числа «стволов» могла бы показаться не фатальной. Однако война имеет свойства уничтожать оружие даже быстрее чем людей — если в августе 1914 года дефицит винтовок составлял 300 тыс., то уже к ноябрю он возрос до 870 тыс. То есть, ежемесячно войска на фронте теряли в среднем 200 тыс. винтовок