elena_2004: (Default)
[personal profile] elena_2004
полностью http://www.radio.cz/ru/rubrika/progulki/chexi-i-nemcy-istoriya-neprostogo-sosedstva
Австро-Венгрия, однако, проиграла войну и распалась. Чешские и моравские немцы, привыкшие считать себя политическими и культурными лидерами чешских земель, оказались этническим меньшинством в рамках новорожденной Чехословакии. Попытка населенных немцами приграничных регионов отделиться не удалась – чехословацкие войска в конце 1918 года взяли эти провинции под контроль.
Однако 4 марта 1919 года в большинстве чешских городов, где преобладало немецкое население, была объявлена всеобщая забастовка и начались массовые демонстрации против, как выражались немецкие активисты, «чешской тирании». В накаленной до предела обстановке в нескольких местах произошли стычки демонстрантов с войсками. Солдаты открыли огонь. 54 человека погибли, более сотни было ранено. Чешские немцы получили своих мучеников, а Чехословацкая республика – враждебное трехмиллионное национальное меньшинство.
Масла в огонь подлила неосторожная фраза президента Чехословакии Томаша Масарика, заявившего 22 декабря 1918 года в Праге:


«Наш народ, свободный и независимый, вступает, окруженный всеобщими симпатиями, в сообщество европейских народов... Мы создали наше государство, тем определено и положение наших немцев, которые изначально пришли в страну как эмигранты и колонисты. Я искренне хотел бы, чтобы мы как можно скорее договорились».
Чешские немцы восприняли «эмигрантов и колонистов» как оскорбление – ведь предки большинства из них жили в чешских землях уже 500-600 лет, давно и оправданно считая эту страну своей родиной! Осложнил ситуацию и тот факт, что чехословацкое правительство так и не выполнило обещание, данное западным союзникам: не просто уважать права отдельных народов многонациональной страны, но и обеспечить им при необходимости широкую автономию – по образцу Швейцарии.
Первая Чехословацкая республика была демократическим государством, равные права в ней были гарантированы всем гражданам, но немецкое меньшинство настаивало на правах коллективных, на автономии. Однако предоставить ее немцам Прага не желала, опасаясь сепаратизма – особенно после прихода в Германии к власти нацистов. В результате отношения между чехами и немцами оставались весьма напряженными. Вот что говорил об этом в 1937 году комментатор чехословацкого радио:
«В Чехии, Моравии и Силезии рядом, соединенные друг с другом, живут два народа, каждый из который обладает собственной культурой и духовным наследием. Но это наследие остается почти везде неизвестным, скрытым от сограждан другой национальности. Между ними словно возведена Китайская стена. Известными строителями этой стены были в старой Австрии немцы – из-за своей надменности и презрения к чешской духовной жизни. Однако сейчас делом национального большинства, чехов, становится, чтобы эта несправедливая, пагубная практика не повторилась».
К тому времени, однако, было уже поздно. Немецкое меньшинство объединилось вокруг Судетонемецкой партии, ориентировавшейся на Гитлера. В 1938 году эта партия, тесно сотрудничавшая с Берлином, сыграла роль «пятой колонны», намеренно обострявшей обстановку в приграничных областях. Как известно, с благословения Франции и Великобритании ситуация разрешилась Мюнхенским соглашением, в соответствии с которым территории, населенные преимущественно немцами, были отторгнуты от Чехословакии. Около 200 тысяч чехов и евреев, живших в этих местах, вынуждены были бежать во внутренние районы страны. Так произошла первая массовая депортация, связанная с экспансией нацизма и ее последствиями. Тем временем судетонемецкие соседи изгнанных восторженно встречали вермахт. Эти люди, кричавшие тогда Heim ins Reich! («Домой в рейх!»), не предполагали, что лишь 7 лет спустя им придется действительно ехать на родину предков, в разгромленную Германию, в результате ответной, куда более масштабной и трагической депортации.
----
В решениях Потсдамской конференции лидеров СССР, США и Великобритании, состоявшейся летом 1945 года, говорилось:
«Правительства трех стран со всех сторон изучили данный вопрос и признают, что должен быть осуществлен перевод в Германию того немецкого населения..., которое остается в Польше, Чехословакии и Венгрии. Правительства едины во мнении, что такой перевод должен осуществляться организованно и гуманно». Именно последнее условие при депортации судетских немцев выполнено не было. Стихийное бегство немецкого населения из приграничных районов Чехии началось уже весной 1945 года при приближении к этим территориям Красной армии. Однако большинство судетских немцев осталось дома, возможно, надеясь на милосердие победителей. В соответствии с «декретами Бенеша» эти люди подлежали выселению, но перед этим многие из них были брошены в лагеря, условия в которых зачастую не отличались от нацистских. Поскольку главным признаком, по которому человек подлежал депортации, был немецкий в качестве родного языка, нередки были случаи, когда выселению подвергались немецкоязычные евреи (в том числе и недавние узники нацистских лагерей) и немцы-антифашисты, не сумевшие или не успевшие документально подтвердить свое участие в движении сопротивления.
Но еще до организованной депортации, большая часть которой прошла в конце 1945-го и 1946-м годах, в ряде чешских городов и селений произошли погромы и массовые убийства представителей немецкого меньшинства. Наиболее известен «поход смерти» немцев из Брно, когда в конце мая 1945 года из столицы Моравии в Австрию были силой изгнаны около 20 тысяч местных немцев, из которых до 1700 человек погибло. В июне того же года в городке Постолопрты чехословацкими военнослужащими и полицией было убито около 800 немцев, в том числе несовершеннолетние. (Расследование этого массового убийства было проведено только в 2006 году).
Под городом Пржеров в ночь на 19 июня 1945 года военными и местными ополченцами убито 265 человек, включая 120 женщин и 74 ребенка. Всего, по данным современных историков, в ходе депортации судетских немцев погибли до 18 тысяч человек, включая умерших в концлагерях, жертв массовых убийств и погромов, а также несколько тысяч человек, которые покончили с собой, не желая быть выселенными.
Депортация судетонемецкого меньшинства остается одним из самых противоречивых событий в новейшей истории Чехии. Только после падения коммунистического режима началась полноценная дискуссия на эту тему, было издано множество исследований, создана чешско-немецкая комиссия историков. Начало обсуждению проблемы положил в 1990 году тогдашний президент Чехословакии Вацлав Гавел, публично выразивший сожаление в связи с событиями 1945-46 годов. Главные вопросы, касающиеся трагедии судетских немцев, сводятся к тому, было ли в тех исторических условиях оправдано решение о депортации, и могут ли сегодня быть официально отменены «декреты Бенеша», а изгнанные или их потомки – получить если не конфискованную собственность, то хотя бы некоторую компенсацию? На последнем настаивает судетонемецкое землячество, действующее в Германии.
Чешская сторона считает, что изменение правовых и имущественных отношений, сложившихся в результате послевоенных событий, могло бы вести к непредсказуемым последствиям в масштабах всей Центральной Европы – ведь немцы выселялись не только из Чехословакии. Высказываются опасения, что речь может идти о постепенном пересмотре итогов Второй мировой войны в этом регионе. Отказ от такого пересмотра закреплен в Чешско-немецкой декларации, принятой в 1997 году.
Вопрос об исторической оправданности депортации немцев еще более сложен. Сейчас уже почти никто не отрицает, что с моральной точки зрения случившееся оправдано быть не может, даже если учитывать предшествовавшие выселению жестокости нацистов. Исторические проблемы не решаются методом «око за око». В то же время, учитывая психологическую обстановку середины 40-х годов, сложно представить себе дальнейшее мирное сосуществование чехов и немцев в Чехословакии. Какова была бы судьба немецкого меньшинства, не случись депортации? Не стало ли бы оно жертвой еще более жестоких и массовых репрессий после прихода к власти в Праге в 1948 году коммунистов? Не возник бы позднее в чешском пограничье острый этнический конфликт, подобный тем, что пережила в 90-е годы бывшая Югославия?
Однозначных ответов на эти вопросы нет и быть не может. Однако вполне однозначны и справедливы выводы, к которым пришел немецкий историк Иоганн Вольфганг Брюгель, автор многотомной монографии «Чехи и немцы». Он пишет: «Несмотря на то, что тогдашнее желание чехов распрощаться со всем немецким психологически можно понять, это не делает выселение судетских немцев решением политически мудрым и морально оправданным... Но то, что относится к причинам [послевоенного] разделения Германии, можно сказать и о тех немцах, которые в 1945-46 годах лишились своего дома. Могильщика судетских немцев и их мира зовут Адольф Гитлер».
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

elena_2004: (Default)
elena_2004

November 2022

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2025 04:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios